Logo Alliance Française

Ельцин Центр, Посольство Франции, Французский институт в России и Альянс Франсез Екатеринбург представляют выставку «Звезды французского комикса в России».

Эта выставка комиксов, вышедших за последнее время на русском языке, поможет российскому читателю открыть для себя удивительный и неповторимый мир девятого искусства (такую позицию комикс занимает в системе искусств, вслед за радио и телевидением, имеющими общий номер «восемь»).

Экспозиция разделена на три тематических блока — «Герои», «Авторы» и «Авторские тандемы». Она охватывает эволюцию комикса с 30-х годов ХХ века до наших дней. Зрители смогут познакомиться с историческими фактами и с классическими франкоязычными комиксами, а также с современными изданиями, такими как «Персеполис» и «Дерзкие». Все представленные книги изданы на русском языке и продаются в книжных магазинах. Кураторы проекта: Дмитрий Яковлев (издательство «Бумкнига») и Михаил Хачатуров, эксперт и переводчик.

16 марта – 10 мая

10:00 – 21:00, понедельник – воскресенье

Вход свободный

Образовательный центр, 3 этаж

Возраст: 0+

Принято считать, что комикс как самостоятельный вид художественного творчества появился в Европе в середине XIX века. Но без стремительного развития печатной промышленности в начале ХХ века комикс никогда бы не стал самостоятельным видом искусства, по значимости сопоставимым со своим ровесником — кинематографом. В Европе эпицентром развития комиксного искусства, его идеологическим авангардом стали франкоязычные страны. Именно там комиксами рано начали интересоваться солидные издатели.

Уже в начале ХХ века во Франции стали выходить серии, сумевшие привлечь интерес массового читателя, но это было лишь предисловием к великой эпохе. Её началом можно назвать 10 января 1929 года, когда на страницах молодёжного приложения к брюссельскому еженедельнику «ХХ век» появился персонаж — вихрастый репортёр по имени Тинтин. Книги о его приключениях, созданные бельгийским гением-самоучкой Жоржем Реми, вывели комикс на уровень настоящего искусства. За «Приключениями Тинтина» последовало ещё несколько франко-бельгийских серий, которые без преувеличения можно назвать великими: «Cпиру и Фантазио» (Spirou et Fantasio, 1938), «Счастливчик Люк» (Lucky Luke, 1946), «Смурфы» (Les Schtroumpfs, 1958), «Астерикс» (Asterix, 1959). Всё это закрепило за франкоязычным комиксным рынком статус безусловного европейского лидера. Поэтому совершенно неудивительно, что многие художники из Испании, Италии, Польши, Сербии, России стали широко известны только после того, как их книги были изданы во Франции, причём на французском языке. Так что, наряду с английским и японским, французский можно смело назвать комиксным языком глобального значения.

Крупнейшее и наиболее значимое европейское комиксное событие также проводится во Франции — это знаменитый международный Ангулемский фестиваль, ежегодно собирающий десятки тысяч любителей комиксов и сотни популярнейших авторов со всего мира.

В Россию французские и франкоязычные рисованные истории пришли вместе с другими комиксами в начале 1990 годов. За последние годы издание комиксов в России вышло на новый профессиональный уровень. Это молодое и относительно скромное направление в настоящее время динамично развивается. Намечаются новые тенденции, издатели вводят в свои коллекции новые жанры комикса — нонфикшн, репортаж, исторические и литературные серии, в частности принадлежащие европейским авторам, — благодаря чему их читательская аудитория расширяется.

Подписаться на рассылку