Logo Alliance Française

18 сентября 2016 в Саратове приходите на встречу с французским писателем, поэтом и перформансистом Шарлем Пеннекеном.

__________

18 сентября Альянс Франсез-Саратов приглашает вас открыть для себя произведения французского поэта Шарля Пеннекена и принять участие в чтении и артистическом перфомансе в рамках двух встреч: 

Скачать афишу события
Чтобы получить больше информации ☎ +7(8452) 23-30-45 

 

Перед встречей узнайте, кто такой Шарль Пеннекен?

Шарль Пеннекен — современный поэт. Он начала писать в 80-х годах, а с 2004 году оставил работу жандарма и полностью посвятил себя поэзии.  

На фотоШарль Пеннекен в галерее Новэ-Гарзон (Париж) на ежегодной встрече перформансистов FRASQ (источник).

Путь от читателя к писателю

«Когда я был маленьким, то думал, что все люди по секрету пишут» — говорит этот бывший жандарм, родившийся в скромной семье на севере Франции. Его отец работал на металлургическом заводе, немного сам писал, подарил ему однажды сборник, в котором Шарль обнаружил тексты Арто. Второй важной встречей стал «Неназываемый» Бекетта. Чтение вызывало у него «ментальные образы», которые превращались в «физические  тела». Тексты Арто становились «существами, которые топорщатся на странице», строчки Бекетта походили на «длинную борозду, которая заканчивается дырой».

В 80-е рок (Joy Division, Cabaret Voltaire…) заменяет для Пеннекена поэзию в процессе поиска новых артистических форм, но кажется ему довольно ограниченным. Когда он погружается в чтение журнала Action poétique, посвященного Кристиану Прижану, он открывает для себя таких авторов как Гийота, Новарина, Кадьё и осознаёт существование современной поэзии. Это вызывает у него настоящий шок и он перестаёт писать: "Я не знал больше, как писать". Он подробно знакомиться со звуковой поэзией, в частности с творчеством Кристиана Прижана и его теорией "голос написанного". Он заключает, что "поэзии есть, что обсудить с прозой", и что поэты в неё не включены: Новарина находится в театре, Прижан — в фантастике, Верхегген — в категории, которую можно было бы назвать "сказочные истории". Это открытие привели его к переосмыслению своей работы писателя. Его физическая встреча с Прижаном снова запустила процесс письма, слегка окрашенного влиянием издания TXT.

Затем Пеннекен находит своё место в поколении рядом с Натали Кентен, Кристофом Таркосом, Стефаном Бераром, Каталентом Молнаром и Винсаном Толоме с идеей "фациальной поэзии": речь идёт о том, чтобы построить "что то более плоское и менее секретное в словах", что то что принадлежало бы скорее письму Беккета. Журнал Facial (1999), появившийся в этот момент, стал манифестом утопии читаемой поэзии.

На фото: Шарль Пеннекен (источник: Французский Институт в России)

Концепция письма

Шарля Пеннекен не из тех, кто творит в одиночку. Необходимость писать возникает в пространстве, пресыщенном словами. Он пишет, чтобы «вновь завладеть словом, пропустить через себя, а затем выплюнуть – уже в другом виде», чтобы оживить. Отправной точкой могут быть разговоры коллег, фразы, услышанные по радио, или обрывки домашних споров. Письмо развивается повторами и вариациями. Изначально «есть какая-то идея», потом «появляется фраза», например «устойчивое выражение», которое нужно потом «разморозить» и которое может задать другое направление тексту. Это почти инстинктивное письмо.

Для Пеннекена нет принципиальной границы между письмом и публичными чтениями, перформансами и импровизацией. Многие его тексты существуют одновременно в письменной и в устной – укороченной – форме. Иногда первичной формой существования текста является магнитофонная запись, лишь потом автор дает ему графическое воплощение.

На фото: Шарль Пеннекен (источник: Французский Институт в России / сайт CNAP)

Перфоманс в чтении и опубликованные тексты

Шарль Пеннекен прославился своими перформансами. Он уверен, что поэзия принадлежит всем: её нужно видеть, слышать, осязать, выкрикивать на каждом перекрестке, записывать на стенах зданий. На его лысом черепе красуется шрам в форме Y, появившийся в результате несчастного случая, который произошёл при создании перформанса с танцовщиком Домиником Жегу: «Я закончил читку в крови, с компрессами на голове». Для Пеннекена нет принципиальной границы между письмом и публичными чтениями, перформансами и импровизацией. Многие его тексты существуют одновременно в письменной и в устной — укороченной — форме. Иногда первичной формой существования текста является магнитофонная запись, лишь потом автор дает ему графическое воплощение. «Пеннекен пишет своим бессознательным, своим телом, грубо, бесстыдно, бесстрашно, без оглядки на языковые нормы (…). Его письмо идеально ложится на контуры жизни, полной шишек, падений, подъёмов, несовершенств. Оно подбирает наши угловатые слова, шероховатые выражение и оставляет всё как есть. Кажется, что это не литература, здесь нет дистанции с жизнью, но есть тело, взятое в состоянии ярости, неукротимой силы. Вот он поэт — в чём мать родила. Он заставляет и нас отбросить все лишнее и стрелять. Стрелять, кричать, пустить в себя заразу: в некотором смысле, двигаться, реагировать, действовать».

Перформанс, в ходе которого проходит чтение стихотворения "Словечки", выносит на сцену физическую одержимость, присущую звуковой поэзии: язык высунут, глаза вылезают из орбит. Перформанс становится способом перешагнуть за рамки, навязанные спектаклю.

Пройдите по ссылке, чтобы получить доступ к тексту "Словечки" Шарля Пеннекена.

Приумножить возможности

В перформансах Пеннекена принимают участие музыканты, художники, хореографы. Сегодня он выступает в художественной галерее, завтра – в библиотеке, послезавтра – в метро и на обочине автострады. Пишет текст по заказу Национального центра космических исследований, читает стихи для телеканалов Canal+ и ARTE, ведёт блог (http://www.charles-pennequin.com), интернет-радио и публикует подкасты на сайте France Culture. Выступает в составе панк-группы и печатает поэтические сборнике в престижном издательстве «P.O.L ».

"Действие — это поэма" — Шарль Пеннекен

Для меня книга имеет основополагающее значение. Это, в каком-то смысле, пункт назначения. Но с другой стороны, мне кажется, что не нужно из книги делать святыню. Людям сложно представлять книгу в виде перформанса. Книга – это остановка, фотография пути, проделанного в течение 1-2 лет, но это не фигура вечности. Хорошо, пусть это будут фрагменты вечности, но артикулировать их может как книга, так и ее прочтение, так и поэтическое выступление.
(- Шарль Пеннекен).

__________

Интересно знать

В рамках проекта "Лаборатория поэтического перфоманса", организованного Французским Институтом в России, разлиные события с участием Шарля Пеннекена пройдут:

__________

© l.l. / AF Saratov. 
Эта страница подготовлена Альянс Франсез Саратов. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только при условии получения письменного согласия от администрации сайта. Пожалуйста, обращайтесь по адресу saratov@afrus.ru.

Подписаться на рассылку