Твои позолоченные купола и голубые минареты, ровный снежный покров, который неизменно ложится зимой на мощные стены над рекой Казанкой, ты встаешь у меня перед глазами, Казань, в самом конце равнины, простирающейся от столицы почти до главной азиатской ярмарки.
Припоминая то время, скажу, что мне не доводилось забираться настолько далеко на восток, не считая путешествия по Золотому Кольцу или поездок в Нижний Новгород, в одной ночи на поезде от Москвы. Но вот, как Михаил Строгов в своей экспедиции на пароходе, проходя вниз по Волге и направляясь вверх по Каме, сделал остановку в Казани, так и я прибыл на знаменитом самолете «Туполев» в ноябре 2006 года к воротам Азии.
Это стало для меня временем чудесных открытий и знакомства с историей Татарстана, его жителями, от Казани и Набережных Челнов до Елабуги и Булгара, а затем мое путешествие продолжилось и в Сибири, где я увидел Байкал. Интересно, что Париж-Дакар стал для меня чем-то реальным после посещения завода КАМАЗ, расположенного так далеко от Франции.
И вот прошло уже 15 лет с тех пор, как Альянс Франсез-Казань начал свою деятельность благодаря энергии и самоотверженному вкладу первого директора Розы Губайдуллиной, которая смогла объединить самых разных людей и организации в Татарстане ради распространения французского языка…. маленькая Франция в 3000 километрах от большой, но здесь в сентябре 2007 года прошел впечатляющий кинофестиваль, на открытие которого прибыла Катрин Денев!
Есть и более личные воспоминания, например, о том, как познакомить учеников с помощью слов, через отношение и взаимодействие, с французской кухней, и при этом передать какую-то часть себя школьникам, студентам и взрослым разного возраста, объясняя правила языка и жизни народа, страны, нации… таких отличающихся и не всегда понятных.
Я помню скверы и кварталы Казани между улицами Рахматуллина и Гоголя, набережную Казанки, березовые аллеи, поездки на метро от Кремлевской до станции Аметьево, похожей на аэропорт, помню фонтан на улице Карбышева, Музей изобразительных искусств, Татарский театр и, конечно, национальные блюда чак-чак и губадью.
Эти два года в Альянс Франсез-Казань были временем активного взаимодействия и полезного обмена с учениками и преподавателями французского языка, мы много сотрудничали со школами, КГУ и педагогическим университетом, проводили культурные мероприятия и олимпиады. Все это останется для меня важным опытом, вехой на моем профессиональном пути и, в конечном счете, приглашением к следующему путешествию, через пять лет, на острова Луайоте в Новой Каледонии, откуда я вернулся в Верхние Вогезы.
И, конечно, особое место в моих воспоминаниях занимает маленькая церковь Святой Евдокии как точка на духовном пути перед встречей с иконой Казанской божьей матери, незадолго до нашего отъезда. Благодарю всех франкофилов и франкофонов, всех влюбленных во французский язык и культуру жителей Казани и Татарстана, мест, о которых не забываю.
Сириль Гори.