19 сентября на российские экраны выходит замечательный мультфильм режиссера Жан-Кристофа Дессана «Le jour des corneilles» или «Волшебный лес» .
В Казани c 19 сентября в кинотеатре «Мир» и «Киномечта!
В оригинале мультфильм называется «День Ворон», так же, как роман, который лег в его основу. Роман принадлежит перу канадского писателя Жан-Франсуа Бошемана, адаптация французу Амандину Таффену, экранизация французу же Жан Кристофу Дюссану. В российский прокат фильм выйдет под адаптированным названием «Волшебный лес».
Книга Бошемана притерпела адаптацию уже на стадии создания сценария. Авторы мультфильма сгладили многие острые углы книги, такие как сумашествие отца, явление призраков, одиночество сына. Роман являет собой отнюдь не детское произведение. Мужчина, который вынужден бежать из родной деревни с любимой женщиной, из-за того, что их союз не одобряют деревенские жители. Мужчина становится отцом, но при этом теряет возлюбленную. Он сходит с ума, он пытается заживо похоронить сына, его начинают преследовать голоса, призраки, муки совести…а в это время подрастает его сын, который напрочь лишен отцовской любви, да и вообще не знает, что это такое. И вот однажды, отец и сын волею случая попадают в деревню, и мальчик узнает, что отцы вообще-то любят своих детей. Осознает, что он, оказывается, не любим.
Это описание очень похоже на повествование мультфильма. Однако Таффен и Дюссан дали меньше горя и больше света в своем произведении. Отец не совершенно сумасшедший и не совершенно изверг. Он суров, он огромен и внушителен, но он не сумасшедший. Отец не мучается голосами умерших и явлениями призраков. Сами призраки у Дюссана стали духами леса, одухотворили его. И ничего, кроме духовности природы, памяти о любви (это о духе погибшей матери) они не несут. Никакого зла и угрызений совести. По сути, это добрые духи.
История мальчика тоже стала мягче. Во-первых, отец не пытается его заживо похоронить. Дюссан обернул этот поворот в фабуле романа в очень интересный сюжетный ход в фильме. Отец бросает сына в норку во время грозы в самом начале мультфильма. Норка лесного животного, скорее всего кротихи. Малыш прибивается к кучке новорожденных кротов и припадает к «груди» кротихи-мамы. Малыша природа у Дюссана буквально вскармливает. Отсюда и его связь с лесом и его «умение» общаться с лесными духами, с призраками. Сама природа становится его матерью в начале мультфильма. А мать является в виде лани и возможна только в лесу. Дюссан делает невероятное с таким резким поворотом в фабуле романа и вытягивает из этого всю основу для волшебства в лесу.
Вороны и в повествовании мультфильма играют важную роль. Их роль разгадывается потихоньку, развертывается. Они не заданы как персонажи, но выполняют функцию – возвращают повествование к флэшбеку. Туда, что было еще до начала мультфильма. И что объясняет все в мультфильме происходящее. Происходит это в самом конце фильма. Вообще, ворона, как символ или знак,в европейской традиции существо тёмное, несущее опасность. Вспомнить хотя бы произведения Эдгара Алана По. Это всегда предвестник какого-то несчастья. «День Ворон» переворачивает и эти стереотипы. Суеверный страх отца перед воронами оказывается уходит своими корнями ни куда-нибудь, а в область подзознательного. Случилась трагедия, пожар при побеге отца и его возлюбленной, в котором погиб человек, а в это время в небе кружили вороны. Простая ассоциация залегла так глубоко в подсознание отца, что он уже не отличала само понятие зла от вороны. Бошеман явно не обошелся здесь без Фрейда и, возможно, имел ввиду страх не одного сумасшедшего отца, но и вообще необоснованный человеческий страх и суеверия. Итак, вороны оказываются зря обиженными человеческими домыслами добрыми птицами. В сюжете мультфильма они вообще ничего не делают, кроме того, что приводят главную героиню к мальчику. То есть, творят исключительно добро.
Однако, для того, чтобы избавиться от стереотипа, надо пройти путь освобождения от страхов к истинной любви вместе с героями мультфильма. Поэтому в российский прокат лента выходит под названием «Волшебный лес». Это название показалось прокатчикам фильма, компании «Премьер-Кинопрокат», более всеобъемлющим. Это и место действия мультфильма, и обитель добрых духов, и воплощение доброго начала и духовности. Именно лес создает ту неповторимую атмосферу, которая присутствует в фильме. Придает фильму объем и глубину. Прячет в своих ветвях любовь и тайну. Для того, что получилось у создателей фильма, это название подходит, пожалуй, больше.