Logo Alliance Française

Chers amis,

Сегодня мы публикуем беседу с Еленой Игоревной Масленниковой, преподавателем французского языка в Альянс Франсез Нижний Новгород, учителем высшей категории и обладательницей почетного второго места в престижном конкурсе «Педлидер» с авторской программой «Игровой французский». Елена Игоревна не просто преподает язык — она делает это в увлекательной и доступной форме, превращая каждое занятие в настоящее приключение для самых маленьких учеников. В разговоре Елена Игоревна рассказывает о своем профессиональном пути, секретах работы с детьми и о том, как превратить обучение в увлекательную игру.


— Елена Игоревна, добрый день. Скажите, пожалуйста, сколько лет вы уже работаете педагогом? И когда учились в школе или в университете, знали ли вы, что станете заниматься именно этим делом?

 Я работаю педагогом уже 9 лет. Когда училась в институте, то знала, что буду преподавать, потому что у меня в семье есть педагоги. Я с детства крутилась в этой среде, но прерывала свою деятельность, так как у меня несколько высших образований.

Сначала я два года работала в 53-й гимназии [прим. ред.]. Потом мы с мужем уехали в Калининград, где я работала по экономическому образованию. После возвращения в Нижний и декрета я вышла в 25-ю гимназию. Потом мы уехали в Москву, где снова работала по другому образованию… Иначе говоря, как только я возвращаюсь в Нижний, начинаю преподавать. После четырех лет в 25-й гимназии я ушла, потому что мы с мужем открыли гостиничный бизнес, который нужно было ставить на ноги. Как только всё наладилось, я снова вернулась в педагогику. Теперь я здесь [в «Альянс Франсез»].

— И это всегда был французский? 

— Да, только французский. 

 Следующий вопрос напрямую связан с тем, о чем вы уже сказали, но мне бы хотелось уточнить детали. Нередко у преподавателей есть какая-то ролевая модель — позитивная или негативная, — оглядываясь на которую, педагог понимает, что хотел бы ей следовать. Вы упомянули педагогов в семье. Расскажите, пожалуйста, как они повлияли на вас?

 Фигура, на которую я оглядывалась, — это моя бабушка, которая всю жизнь проработала директором школы, но преподавала химию и биологию. Поскольку я с детства училась во французской гимназии, было понятно, что стану педагогом иностранного языка. Что касается модели поведения, я всегда стремилась к тому, чтобы на уроках было спокойно и интересно, чтобы дети не боялись. Я никогда не хотела быть строгим учителем. Скорее, мне хотелось быть учителем-другом, наставником, который направляет детей. Если язык не для ребенка — значит, никто его не ломает. Мы спокойно выполняем необходимую программу и расходимся. Но если вдруг ребенок раскрывается и оказывается способным к языкам, значит, мы с ним работаем.

— Когда мы говорим о работе с детьми, у людей извне часто возникает мысль, что для этого нужно обладать огромным терпением. Так ли это в вашем случае? Или здесь важно другое качество, иное отношение изначально?

— Иное! Терпение — это вообще не про меня. Потому что если тебе интересно чем-то заниматься, это перестает быть вопросом. Мною движет скорее интерес. Когда интересно, ты не думаешь: «Надо перетерпеть», «Скорее бы день закончился»… У меня совсем не так. Накануне рабочего дня у меня поднимается настроение. Я хочу! Я задаю себе вопрос: что мне интересно с ними сделать? Когда детям интересно, мне тоже интересно. Это моя формула счастья.

 Вы заняли второе место на конкурсе для педагогов с программой для детей, и вам удалось собрать не просто методический материал, но и выстроить всю программу в игровой форме. Есть ли у вас секрет или метод, которого вы придерживаетесь, чтобы лавировать между игрой и методикой?

— Я начала, конечно же, с наших классических программ, по которым работают в 53-й и 25-ой Гимназиях. Из этих программ я взяла скелет, который должны знать дети в принципе. И уже отталкиваясь от этого скелета и тем, в него включенных, я думаю о том, как интересно их подать детям. Об игровой форме тоже важно сделать замечание: игровая форма — это не значит, что мы целый урок только играем. Это всегда структура. Это обязательно и принципиально структура, к которой уже после подключаются элементы игры. Только тогда это и весело-интересно, и продуктивно, потому что должен быть результат. Мы для чего это учим? Конечно, для результата.

— Есть ли материал или книга или что-то ещё, что вы могли бы посоветовать тем, кто преподает французский, либо тем, кто работает с детьми? Куда Вы обращаетесь за вдохновением? 

— В первую очередь, я все-таки базируюсь, на «Синей птице». И хотя многие не любят этот материал, это несомненно рабочая программа, входит в перечень нашего госстандарта, и неспроста по ней продолжают идти во французских школах. Все остальное я создала сама, что и помогло мне сформировать мою программу: все, что работает я и объединила. Это и есть продукт, с которым я сейчас работаю.

В моих ближайших планах — открыть материал для общего доступа: либо я создам ссылку на материалы, либо создам печатный вариант, чтобы у людей было то, что бы их вдохновило!

— Елена Игоревна, и последний вопрос: какое ваше любимое французское слово и почему? 

— Есть слово merci. Очень-очень распространено. Его люблю не только я, его любят маркетологи: наши милые конфеты… Оно всегда уместно. Всегда. И в конце урока, и если тебе что-то дарят, и если произошло что-то хорошем, случился хороший урок, хорошие эмоции, ты всегда можешь сказать спасибо! 


Подписаться на рассылку