Французский культурный центр «Альянс Франсез – Нижний Новгород» и Русский музей фотографии представляют Дневник военнопленного в России Жоржа Барбье в рамках выставки фотографий, посвященной Первой мировой войне
Дневник военнопленного в России Жоржа Барбье,
жителя региона Эльзас-Лотарингия
22 марта — 17 июля 1915
Жорж Барбье, родившийся 5 ноября 1888 г. в Моранже (в Лотарингии), по своему происхождению, культуре и мировоззрению был французом. Но после поражения в 1871 году регион Эльзас-Лотарингия был аннексирован Германией. Таким образом, на момент начала Первой мировой войны регион принадлежал Германии, и в 1914 г. Жоржа призвали в ряды немецкой армии. Как и большинство лотарингцев, он был отправлен на русский фронт в качестве офицера — начальника хозяйственной части военного госпиталя. В тот момент, когда он начинает вести записи в своем дневнике, Жорж находится в Сувалках, на оккупированной немцами территории (современная Польша). Не желая более сражаться на стороне немецкой армии против французов, он, как и многие солдаты и офицеры из региона Эльзас-Лотарингия, предпочел сдаться в плен русским.
Дневник Жоржа Барбье – это уникальное живое свидетельство того жизненного опыта, который пришлось пережить многим военным Эльзаса-Лотарингии, любящим всем сердцем Францию. В дневнике, который Жорж ведет на протяжении всего пути («путешествие» проходит в основном на поезде с 22 марта по 17 июля 1915 года из Сувалок (Польша) до Ташкента (Узбекистан), он повествует о повседневной жизни заключенных, об условиях содержания под стражей, но, самое главное, о прекрасных человеческих отношениях, почти дружеских, которые установились не только между самими военнопленными, но и между пленными и их надзирателями. Он также описывает отношения за пределами лагерей заключенных. Именно там Жорж Барбье завязывает дружбу с Жозефом-Антуаном Кастанье, государственным советником, археологом, преподавателем французского языка в Ташкенте, уполномоченным «Альянс Франсез», фамилию которого потом Жорж берёт по возвращении во Францию, чтобы продолжать бороться в рядах французской армии. Удивительно и то, до какой степени важен был французский язык в плену, ведь он стал языком общения между пленными из Италии, Сербии, Венгрии. Жорж Барбье даже преподавал французский язык другим заключенным, и, тем самым, немного зарабатывал.
Кроме этого, опираясь на его переписку с Комитетом Поддержки жителей Эльзаса-Лотарингии под патронажем Французского Посольства в Петрограде, он, будучи офицером-заключённым, ходатайствовал за своих соотечественников в вопросах их репатриации во Францию.
Маршрут Жоржа Барбье
К сожалению, последняя запись в дневнике датируется 17 июля 1915 г., хотя впереди еще долгий путь возвращения на родину во Францию. Мы вновь обнаруживаем его следы в Кашире в декабре 1915 г., далее в Дружковке в мае 1916 г., где собрались военные из Эльзаса-Лотарингии в ожидании возвращения на родину. Мы точно не знаем, в каком месяце 1916 г. они вернулись, нам только известно, что они вернулись во Францию на корабле из Архангельска.
Более подробная информация по телефону 8 987-54-04-126.