Но наверное, французы не были бы такой притягательной и обворожительной нацией, если бы они были обыкновенными жалобщиками. Французские жалобы и стенания каким-то неуловимым образом соединяются с необыкновенным ощущением легкости бытия. А чувство легкости бытия происходит от искрящейся воздушной иронии и юмора, которые эти жалобы сопровождают.
Французская шутка:
«Почему петух является эмблемой Франции? Потому что это единственная птица, которой удается петь, стоя ногами в дерьме!»
Пожалуй, эта шутка, приписываемая Колюшу, как нельзя лучше выстреливает прямо в сердце французского ощущения жизни.
Французы кажутся хрупкими душевно, деликатными внутренне, не умеющими оскорбить и обидеть, но они вовсе небеззащитны.
Они — стойкие оловянные солдатики.
Именно французский юмор выдает их настоящую внутреннюю твердость, их сопротивляемость жизненным невзгодам и любовь к свободе.
В любой ситуации — шути. Я повторюсь – в ЛЮБОЙ! Даже когда этот юмор становится «черным» и кому-то он кажется чрезмерным. И не все все его могут оценить.
От Рабле и Мольера до Луи Фюнеса и Пьера Ришара Франция шутит. Представьте, на ТВ есть две ЕЖЕДНЕВНЫЕ ежевечерние сатирически-юмористические передачи — Quotidien ( ex-Petit Journal) и Гиньоль ( Les Guignols)! Первая — в шутливой и сатирической форме рассказывает ежедневные новости, название второй происходит от французского слова «гиньоль» — персонаж в театре марионеток, который бьет всех остальный персонажей, она дает сатирические зарисовки и скетчи на злобу дня, представляя известных политиков, актеров, звезд шоу-бизнеса и т.д. в виде больших кукол. Эту программу под названием «Куклы» пытались перенести на российскую почву в 90 годы.
В прессе существуют два очень популярных юмористически-сатирических издания – Canard enchaîné »(«Утка прикованная ») и Charlie Hebdo (Шарли Эбдо).
Чтобы воспринимать французский «черный юмор», надо быть, по меньшей мере, закаленным человеком. Меня на самом деле шокируютдо сих пор шутки на некоторые темы. Например, после крушения самолета компании Germanwings ( лоукостер Люфтганзы), который направил на гибель пилот Андреас Любиц, я увидела в Пти Журналь такие «рекламные речевки» ( даю нерифмованный перевод):
«Вы депрессивны?
Склонны к суициду?
И фанат авиации?
Тогда вам дорога в Люфтганзу!»
Или еще:
«Вы любите лексомил , ксанакс, airbus?
Присоединяйтесь к Люфтганзе!»
(лексомил ,ксанакс – названия медицинских препаратов в психиатрии – С.Ш.)
Образ пилота обыгрывался иронически как жадины. «Я предпочитаю использовать самолет с моей работы, чем купить веревку за 10 евро», — говорил персонаж в эфире.
Для француза это допустимая сатира на авиакомпанию,которая виновата, что имеет таких «пилотов»! И эта шутка помогает справиться с теми ужасом и пустотой, которые ворвутся в жизнь, если зациклиться на трагедии. «Се ля ви» — «такова жизнь» – любимая фраза французов.
Действительно, во Франции существует некое стоически-мужественное и абстрактное отношение к смерти. Вот мы думаем, что в России хорошо знают французские комедии. Но это совершенно не так. Всенародно любимую французскую комедию, которую, как российскую «Иронию судьбы…», показывают на каждый Новый год, у нас никогда не транслируют. И я понимаю почему. Называется она «Дед Мороз –мусор»( Le père Noel est une ordure ) и в ее сюжет входит… фабула убийства и расчленения трупа! И все происходит с легким французским юмором. Очень смешная комедия положений!
Не могу не удержаться, чтобы не процитировать шутку об одной из главных героинь.
— Она же некрасивая, уродливая!
— Нет, Тереза не уродливая. Она имеет, скажем так, непростое физическое строение…
(во французском варианте это лучше: « Thérèse n’est pas moche. Elle n’a pas un physique facile… C’est différent »)
Так что давайте оставим судить о французском юморе самим французам. Тем более что себя в шутках они тоже не жалеют.
«После того как Бог создал Францию, он решил, что сотворил самую прекрасную страну в мире. И это могло бы вызвать зависть у других. И тогда, чтобы восстановить баланс, Бог создал французов»
Вот так они шутят над собой.
Автор: Светлана Шашина-Муше