Мы расспросили Олесю Платонову из Новосибирска, студентку магистратуры Университета Бургундии, о ее программе по культурному менеджменту и о том, как во Франции можно попасть на альтернанс и совмещать работу и учебу.
— Я учусь на программе менеджмента культурных проектов в Дижоне. У нас сильная ориентация на европейские проекты, например, creative Europe. Существует четкая методология разработки инновационного проекта на пересечении науки, искусства и бизнеса — этому, в основном, и учат. Поступила случайно. Вообще, я закончила прикладную лингвистику в НГУ, занималась связью между языком и мозгом. На последнем курсе бакалавриата я съездила на обмен в Нант, тогда ещё на факультет психологии. Через семестр, когда чувства от обмена ещё не утихли, я пришла на онлайн презентацию университета Бургундии в НГУ: народу там практически не было, и мне предложили податься на эту программу. Кстати, в Новосибирске у меня уже был релевантный опыт : я работала над организацией проектов с независимым театром Синестетика.
— Возможности! Я в итоге поступила на несколько программ в разных городах России, но предпочла поехать в Дижон. Программа гарантировала, что я окажусь в Европе, несмотря на пандемию, обучение в полностью интернациональной среде (наши национальности в группе почти не дублируются), практический опыт обязательных стажировок плюс, университет Бургундии дал мне стипендию. Как мне кажется, на это сильно повлияло то, что международный офис НГУ дал мне положительную рекомендацию.
— У нас много практики! Кроме основной базы преподавателей, есть ещё «интервенанты” — они сменяются после 10 часов пар и сданной нами работы. Задача нашей программы — научить нас делать междисциплинарные проекты (разработать пилот, найти интернациональных партнеров, продумать разные способы ко-финансирования). Поэтому изначально мы приходили с идеей, на ней учились методы применять. Во втором семестре каждый из нас поехал по обмену по программе Эразмус, выбор стран и курсов на каждой программе был достаточно большой. Летом мы проходили трёхмесячную стажировку, где кто смог найти, по всему миру. Второй год — это альтернанс: встроенные в учебный план две недели работы через две недели учебы. И четвёртый семестр — традиционная для Франции стажировка на пять месяцев. Несмотря на практику, мы пишем настоящую дипломную работу с исследованием, это мне еще предстоит в сентябре.
— После первого года я сделала две маленьких стажировки по два месяца: одна в исследовательской группе в Германии, а вторая — в креативном консалтинге в Париже. С первыми мы продолжаем проект и пишем статью, а с последними — работаем на постоянной основе, так как мне предложили остаться на альтернанс. Полгода я провела между Дижоном и Парижем, но все усилия уже окупаются: контракт такого рода — это идеальный якорь в вашей сфере, о котором знают не все интернациональные студенты, но который можно рассматривать как полноценный способ спонсировать вашу учебу.
В среднем, стажировку удалось найти не всем, это надо учитывать при поступлении. Но если ваши ожидания не завышенные и если вы готовы вкладывать реальные усилия в поиск и в саму работу — это вполне реально. Стажировки — это уже про опыт и меньше про спонсирование учебы. Хорошим решением может быть поехать на стажировку за границу, стипендия Эразмус тоже покроет какую-то часть расходов и повысит ваши шансы на успех.
— В общей сложности в Дижоне я провела только пять месяцев, но успела пожить в Бельфоре во время онлайн-пар, в Бельгии на обмене, и сейчас обосновалась в Париже. Бургундия — это особенное место, здесь очень спокойно, и много студентов. Близко и до столицы, и до Альп, и до Лиона, а со знанием лазеек для студенческих путешествий, каждые выходные вас ждут новые приключения