Logo Alliance Française

Патрис Бугон — французский исследователь литературы и кино, доцент Университета Иватэ (Япония, 1997–2008), преподаватель французского языка и кино в Университете Дени Дидро и Париж III (2017–2020). Он — автор около сорока статей о Жене, Мишеле Деги, Деррида, Трюффо и Анри Томасе.
С 2020 года Патрис ведёт кинопоказы и обсуждения в известных парижских киноклубах: ENS, Reflet Médicis, Chaplin Denfert, Cité internationale universitaire, Chaplin Lambert и Bibliothèque de la Ville de Paris.

Теперь киноклубы с его участием выходят и за пределы Франции. Совместно с Alliance Française Владивосток Патрис начинает серию встреч, посвящённых творчеству Франсуа Трюффо, одного из ключевых режиссёров французской «Новой волны».

Предоставляем слово Патрису Бугону, который раскрывает замысел своего проекта и делится первыми рецензиями.
Первая посвящена фильму «451° по Фаренгейту» с Джули Кристи и Оскаром Вернером, который зрители Alliance Française Владивосток посмотрели 10 августа 2025 года.
Вторая — фильму «Женщина по соседству» с Фанни Ардан и Жераром Депардьё, который станет темой нашей следующей встречи 14 сентября 2025 года.

Проект и методология

Суть проекта заключается в показе фильмов Франсуа Трюффо (1930–1984), одного из мастеров «Новой волны», который начал свой путь картиной «400 ударов», получившей «Золотую пальмовую ветвь» в 1959 году.

Я отметил, что во всех фильмах Трюффо встречаются четыре темы:

Мы вновь обнаружили эти четыре темы в фильме «451° по Фаренгейту» 10 августа 2025 года.

Каждый фильм Трюффо побуждает задуматься о больших темах: любовь, смерть, случайность встреч, свобода, судьба, литература. Но фильмы Трюффо можно смотреть и вовсе без философских размышлений — просто ради удовольствия от сюжета, который всегда можно прочитать в Википедии.

Трюффо, находившийся под влиянием Альфреда Хичкока, снимал фильмы «для широкой публики», но они допускают двойное чтение. Первое — реалистичное, сюжет легко пересказать. Второе — более внимательное к деталям, что даёт возможность личной интерпретации элементов, которые одновременно участвуют в реалистическом изображении (например, мы видели это на примере яблока), но также выступают символом, метафорой, знаком, отсылающим к чему-то другому (яблоко как символ отношений Адама и Евы, то есть запретного любовного желания и стремления к знанию).

«451° по Фаренгейту»

«451° по Фаренгейту», кроме того, как художественное произведение обладает особым стилем, присущим Трюффо: режиссёр вставляет в фильм немые сцены, которые делают странным то, что кажется привычным. Первые эпизоды показывают пожарных, которые, странным образом, не разговаривают, когда садятся в машину, и даже когда начинают работать вместе.

Фильм побуждает нас задуматься о значении книг — для того чтобы мыслить, испытывать эмоции, проявлять любопытство к другим, развивать воображение и… любить!

«Женщина по соседству», 1981

Спокойная семья (Арлетт, её муж Бернар и их сын Томас) сталкивается с неожиданностью: в соседний дом заселяются новые жильцы. Случайно оказывается, что жена нового соседа — бывшая учительница литературы Бернара, в которую он был безумно влюблён, и она отвечала ему взаимностью. Сначала оба отказываются возобновлять страсть, которая когда-то была разрушительной. Но она возвращается и разрушает обе семьи.

Помимо богатой любовной истории, Трюффо как художник работает здесь с эмоциональной силой голоса.

Patrice BOUGON
Facebook : Patrice Bougon 

___

Patrice Bougon — maître de conférences en littérature et cinéma à l’Université d’Iwate (Japon, 1997–2008), professeur contractuel en FLE / cinéma à l’Université Denis Diderot et chargé de cours en cinéma à Paris III (2017–2020). Il est l’auteur d’une quarantaine d’articles sur Genet, Michel Deguy, Derrida, Truffaut et Henri Thomas.
Depuis 2020, Patrice présente des films dans divers ciné-clubs parisiens et anime les débats qui suivent : ENS, Reflet Médicis, Chaplin Denfert, Cité internationale universitaire, Chaplin Lambert et Bibliothèque de la Ville de Paris.

Aujourd’hui, ses activités de ciné-club s’ouvrent au-delà de la France. En collaboration avec l’Alliance Française de Vladivostok, Patrice lance une série de rencontres consacrées à l’œuvre de François Truffaut, l’un des grands cinéastes de la « Nouvelle Vague ».

Nous donnons maintenant la parole à Patrice Bougon, qui expose le projet et partage ses premières analyses.
La première concerne Fahrenheit 451 avec Julie Christie et Oskar Werner, film que les spectateurs de l’Alliance Française de Vladivostok ont vu le 10 août 2025.
La seconde est consacrée à La Femme d’à-côté avec Fanny Ardant et Gérard Depardieu, qui sera au programme de notre prochaine rencontre, le 14 septembre 2025.


Projet général et méthodologie :

Montrer les films de Truffaut ( 1930-1984), l’un des maîtres de la Nouvelle Vague, qui commence par le film Les 400 coups, Palme d’or, 1959. 
J’ai indiqué que quatre thèmes se retrouvent dans tous les films de Truffaut : l’enfant, l’amour souvent passionné, le livre, l’acte d’écrire ( lettres d’amour,  journal personnel [diary], au)tobiographie, roman ), et l’acte de lire  ( voix haute ou interne [bouche fermée] , le personnage étant visible dans l’écran, ou en voix off, or écran ). Nous avons retrouvé ces quatre thèmes, dimanche 10 août 2025 dans Fahrenheit 451.
Chaque film de Truffaut peut inciter à penser des grands thèmes : l’amour, la mort, le hasard des rencontres, la liberté, le destin, la littérature. Mais on peut apprécier les films de Truffaut sans se poser de questions philosophiques ! Juste pour le plaisir de  l’histoire que vous pouvez consulter sur wikipédia.
  
Truffaut, influencé par Alfred Hitchcock, tourne des films «grand public», qui permettent une double lecture. La première, réaliste, dont on peut faire facilement le résumé ; la seconde, plus attentive aux détails, qui autorise une interprétation personnelle des éléments qui, à la fois, participent à la représentation réaliste ( par exemple, nous l’avons vu, une pomme ) mais aussi comme symbole, métaphore, signe renvoyant à autre chose ( la pomme symbole de la relation entre Adam et Eve, donc du désir transgressif amoureux et de la volonté de connaissance. 


Fahrenheit 451 :

Fahrenheit 451, de plus, en tant oeuvre d’art, a un style, propre à Truffaut, ce cinéaste ponctue son film par des scènes muettes rendant étrange ce qui est familier : les premières séquences montrent des pompiers qui, étrangement, ne se parlent pas lorsqu’ils montent dans leur camion, puis quand ils commencent à travailler ensemble. 
Le film nous incite à réflechir à réflechir sur l’importance des livres pour penser, avoir des émotions, une curiosité pour autrui, de l’imagination et … aimer !


La femme d’à-côté, 1981

Un couple tranquile (Arlette mariée avec Bernard, et  et leur enfant Thomas ) a la surprise d’avoir des nouveaux voisins, or, par hasard, la femme du couple nouvellement arrivé, fut la maî, Porfesseur de littértresse de Bernard dont il fut follement amoureux et réciproquement. 
Au début, chacun refuse toute reprise d’une passion qui fut destructrice. Mais la passion revient et détruit les deux couples. Au-dela de l’histoire d’amour très riche,Truffaut, en tant qu’artiste, travaille sur la puissance affective de la voix. 
Patrice BOUGON
Facebook : Patrice Bougon 

Подписаться на рассылку