Logo Alliance Française

Papanosh: безумие фри-джаза в городе у моря

Известный французский джаз-квинтет Papanosh выступил в Приморской краевой филармонии в рамках XIII Международного джазового фестиваля. Можно с уверенностью сказать, что такого Владивосток еще не слышал.

Papanosh — это Тибо Селье (Thibault Cellier, контрабас), Квентин Гомари (Quentin Ghomari, труба), Себастьян Палис (Sebastian Palis, фортепиано), Жереми Пьяза (Jérémie Piazza, ударные) и Рафаэль Кенехен (Raphaël Quenehen, саксофон) и они, пожалуй, одни из лучших в мире виртуозов фри-джаза.

Вкусная музыка

Музыка Papanosh родилась из общей увлеченности фри-джазом, авангардом и традиционной музыкой центра Восточной Европы. Такое смешение стилей нашло свое отражение даже в названии: папанаш — творожные пончики — популярный румынский десерт.

По ощущениям их мелодии можно назвать музыкой свободы и праздника с некоторыми нотками безумия. Больше всего на французов повлияла Masada — проект известного американского авангардиста Джона Зорна, впервые объединившего музыку Восточной Европы, Франции и еврейский фолк (клезмер). Среди других идейных вдохновителей — один из основателей фри-джаза, мэтр импровизации Орнетт Коулмен (Ornette Coleman) и американский джазовый контрабасист Чарльз Мингус (Charles Mingus).

Квинтет Papanosh очень ритмичный и веселый, их композиции рассказывают целые истории. Закрыв глаза во время выступления можно с легкостью представить себе, например, волшебный мир цирка: акробатов, укротителей тигров, огромных слонов… Тем временем на сцене Тибо Селье «укрощает» Квентина Гомари смычком, Рафаэль Кенехен выливает воду из саксофона, а Себастьян Палис, словно дирижер в оркестре, невозмутимо дирижирует всей этой вакханалией. Названия композиций говорят сами за себя: «Курица в бутылке», «Мистер тень», «Цирк Дибри», «Клубника кейк», «Танцевальный похоронный марш»…

«В нашей группе каждый участник может быть лидером, — рассказывает Рафаэль Кенехен. — Мы много импровизируем, наша музыка стучит, падает, встает, находится на лезвии ножа, держит в напряжении. Вы можете услышать и птичьи трели, и гудки автомобильных клаксонов, и даже полицейские свистки. Для нас очень важно, чтобы музыка жила и рассказывала свою историю. На сцене все музыканты чувствуют себя очень свободно: мы шутим, смеемся, грустим вместе с музыкой и даже пританцовываем бугалу (boogaloo).

Всемирный фри-джаз

Группа вместе уже 10 лет. Papanosh — часть творческого объединения Vibrants Defricheurs, в котором состоят музыканты, художники, декораторы, техники и волонтеры со всех уголков Франции. Вместе они создают новаторские концерты и шоу, которые проводят в общественных местах, школах, бассейнах, больницах и тюрьмах, в театрах, на фестивалях в крупных городах и в селах.

Многие называют творчество группы музыкой свободы, неким протестом. Сами же музыканты понимают это по-своему. «Мы не политические активисты и не пытаемся заработать на своем творчестве, наш джаз нравится публике, но не понравился бы коммерческим продюсерам, — говорит Квентин Гомари. — Каждое наше выступление уникально за счет импровизации, оно всегда разное, непредсказуемое и незапланированное, для меня это и есть свобода».

«Мы играли во многих странах: в Германии, Англии, Португалии, Америке, Австрии, Венгрии, Китае и многих других. В основном это были выступления в клубах, концертных залах, на фестивалях. Но как-то раз нам довелось сыграть в столице Марокко Рабате, в средневековых руинах древнеримского города Шелла. Там была выстроена огромная сцена, на концерт пришло около 3000 человек. Несмотря на это создавалось впечатление, что играешь в каком-то камерном клубе: зрители разговаривали с нами, восторженно хлопали, смеялись, кричали. А в какой-то момент на сцену выползли черепахи. Видимо им тоже нравится джаз», — весело подметил Рафаэль Кенехен.

«Одним из самых необычных наших проектов совместно с Vibrants Defricheurs стало «Путешествие морских обитателей» (Le voyage du primate aquatique), — вспоминает Тибо Селье. — Зрители плавали в бассейне, а в это время над ними проецировались анимационные фильмы и разные изобразительные импровизации с реакциями химических веществ. Мы играли около бассейна, весь этот перформанс длился около 40 минут, зрители были в восторге».

Концерт в городе у моря

Во Владивостоке музыканты побывали впервые. До этого в России они выступали только в Новосибирске.

Как отмечают музыканты, приморская столица их по-настоящему поразила. Дежавю не проходило. Здания в центре напомнили им архитектуру на севере Европы, а военные корабли и мосты — пролив Босфор и Золотой Рог в Стамбуле. И рядом со всем этим — «совершенно анархические и хаотичные вкрапления совсем другой архитектуры».

«Лично мне это очень напомнило Алжир: сейчас они повсеместно строят 40-этажные высотки, которые зачастую так и остаются недостроенными, — уточняет Рафаель Кенехен. — В целом это дезориентирует, задаешься вопросом, где ты находишься. К этому добавляется местный холод… Все это очень удивляет».

«Владивосток — большой и энергичный город. Я бы назвал его городом восходящего солнца, здесь умопомрачительные рассветы, — говорит Жереми Пьяза. — Много восточного колорита: нам встретилось немало азиатов разных национальностей: китайцы, японцы, корейцы, узбеки… Для нас это очень экзотическое и романтичное место на краю света.

«Многие считают джаз легкой спокойной музыкой, которую можно поставить фоном во время аперитива. Но наш джаз совсем не такой, — убежден Себастьян Палис. — Мы стремимся вызывать интерес, заставляем сопереживать и делаем все для того, чтобы наша музыка была понятна даже для тех, кто вообще не знает, что такое джаз. Может быть, именно то, как мы играем, позволяет слушать нас самой разной аудитории. В любое время. С кем угодно».

Анастасия Котлярова,

Владивосток

Подписаться на рассылку